Чтобы стать успешным в современных условиях, важно правильно оценить свой личностный потенциал. Только в школе сейчас такому не учат. Тем не менее, для работы в студенческой общественной организации, важно понимать, какими знаниями и навыками ты обладаешь и как соизмерить свой творческий потенциал с реалиями времени. Ведь только экологических общественных организаций в ПГТУ существует несколько. Именно для тех, кто хочет принимать участие в их работе, Молодежный экологический союз Республии Марий Эл при участии лаборатории современных образовательных технологий и управления учебным процессом при подготовке специалистов лесоэкологического профиля ФЛХиЭ проводил Школу экологического лидера (ШЭЛ).
То, что в любой организации есть руководитель и исполнители его идей знают все. А как еще можно организовать деятельность в организации? Оказывается, эффективно работающая эко-НПО может иметь структуру, совершенно отличающуюся от традиционной пирамиды, где кто-то главный, а кто-то подчиненный. И, понимая, например, что ярко выраженного лидера нет и пока не предвидится (а такое в студенческих организациях случается нередко), можно перестроить систему управления, превратив ее в круг, наподобие казачьего, или даже в систему рабочих треугольников, где все три вершины подбираются по принципу взаимодополнения. Заинтересовало? А ведь именно так с некоторых пор работает МЭС Марий Эл. Об этом и многом другом наши студенты-первокурсники узнали, посетив ШЭЛ.
Проводилась Школа эколидера с 11 по 13 октября на базе визит-центра заповедника «Большая Кокшага». Ее участниками стали студенты-первокурсники из Марий Эл и Чувашии. В течение трех дней они прошли интенсивные тренинги по командообразованию и моделированию работы общественной организации, прослушали курс «молодого бойца» по стратегиям внутригруппового взаимодействия, фандрайзингу и делопроизводству в организации, экопросвещению, экорекламе и новым экологичным технологиям, включая ознакомление с экоразработками ПГТУ. Программа занятий была очень насыщенной. Организаторам удалось настолько заинтересовать студентов, что ребят было не оторвать от занятий! Как это удалось?
Секрет прост. Современные образовательные технологии и оптимизация учебной деятельности сегодня шагнули так далеко вперед, что буквально творят чудеса. Программа ШЭЛ предусматривала выполнение большого числа практических заданий и решение проблемных ситуаций, где каждый участник смог не только узнать что-то новое, но и задействовать свой личный опыт, что само по себе интересно для наших студентов. Вели занятия преподаватели и аспиранты ПГТУ, владеющие тренинговыми технологиями и методами проблемного обучения, к тому же имеющие навыки практической природоохранной деятельности. А в перерывах участников ШЭЛ ожидали небольшие, но активные физкультминутки и футбол в обеденное время.
По вечерам в Школе использовались весьма необычные формы обучения. Например, история движения дружин по охране природы, где рассказ ведущего удачно дополнялся исполнением природоохранных песен с использованием заранее распечатанных текстов. Или имитационная игра на моделирование деятельности общественной организации «Дружина охраны природы», где участникам пришлось самостоятельно разрабатывать проект экологической акции, опираясь на поддержку «внешнего мира» – Министерства образования, заповедника «Большая Кокшга», бизнес- структур, роль которых талантливо отыгрывали студенты-старшекурсники и ведущие тренингов. Неожиданно приятной изюминкой именно этой Школы оказалось предложение заповедника «Большая Кокшага» участникам ШЭЛ провести практическое занятие по экопросвещению для детей, которое очень всем понравилось.
Хочется поблагодарить всех участников, которые дружно и самоотверженно грызли гранит знаний все эти три дня, организаторов – активистов МЭС, ведущих и, конечно, наш любимый ПГТУ за содействие в проведении этой, уже пятой по счету ШЭЛ. Особо необходимо отметить старшекурсников МЭС Марий Эл, которые полностью самостоятельно продумали все хозяйственное обеспечение мероприятия, кормили и согревали участников этой необычной школы.
М.В. Почитаева, заведующая лабораторией СОТиУУП ЛЭП ФЛХиЭ
|